vladimir_golev (vladimir_golev) wrote,
vladimir_golev
vladimir_golev

Основа саммита, или прогулки по Спасску.

Как всегда случайно оказался в нужном месте в нужное время и свезло прокатиться на самый крупный в крае завод по производству цемента и сопутствующих изделий. Как и любое крупное производство, Новоспасский цементный завод не может не впечатлять:

Всего пять часов тряски по любимой федералке М-60, которая еще до грандиозных строек поражала своим непостоянством, и мы на месте.

Перед тем как показывать все этапы производства цемента, нам показали технику, используемую на предприятии:

1.

Человек поставлен в кадр специально, чтобы был виден размер колеса.
Перевозит сия модель Белорусского автопрома 40 тонн породы, потребляет более 100 литров топлива на 100 км, и за одно колесо надо платить 126 тысяч рублей.

2.

Куда меньших размеров Volvo тянет 30 тонн, кушает много меньше, как топлива, так и колес, имеет кондишки и прочие магнитоллы.

3.

А этот красавец тянет цемент до строек саммита. Помимо огромного тоннажа, может самостоятельно разгружаться, что на объектах стройки века весьма актуально.

4.

Вот такой гигантский пылесос, типа тех, что ездят сейчас по городу. Отличие лишь в размере и заточенности под цемент. Казалось бы, дядя Миша, что водит этот аппарат, должен был давно построить себе маленький бетонный дворец, и подумывать ставить дамбу (Гувера?) на реке Спасовка. Ан нет! Если верить главному механику, все идет во вторичную переработку.

5.

Мое внимание привлекли эти два замечательных толстячка, которые экскурсия обошла стороной. В ковш левого почти помещается урал/краз (надеюсь угадал марку), стоящий слева.  Ну и вобще он очень солидно смотрится. (Тут могла быть ваша реклама несмешная шутка про дядю Мишу: если у него плохое настроение, то ему выдают желтенький экскаватор, дабы избежать брутальных последствий)

Из гаража нас повезли смотреть карьер. Почему-то при слове "карьер" у меня возникают ассоциации а-ля город Мирный, где карьер сильно больше города, его обслуживающего:



Однако породы, требуемые для цемента, не так ценны и уникальны как алмазы, потому никто, конечно, так землю не раскапывает. Однако, карьер довольно большой:

6.


Белый Volvo подъезжает к экскаватору за новой порцией камней, А белая штука похожая на "катюшу" (или как вариант "луч-магнит") -- это подрывники ставят бурилку.

7.



8. А вот такой интересный околоханккайский пейзаж за карьером:




9. С карьера открылся неплохой вид на сам комбинат.





10. Пока фотал различные окрестности, подрывники установили свою штуковину и начали бурить:


Я уж было обрадовался, подумал, еще и взрывать сегодня будут. Но сказали, что кина не будет. Взрывы проводили вчера. В среднем на карьере подрывники бахают раз в неделю. И как обычно это заведено у подрывников, большую часть своего рабочего времени они готовятся к процессу, нежели непосредственно взрывают.

11.

Тем временем грузовик набрался породы, и двинул к первой молотилке.

12.

Для высыпания породы в специальный приемник, ему приходится вот так вот задирать кузов. Телескопический подъемник смотрится как то неестественно тонко вверху. Ощущение, что он нет-нет, да отломится.

Внутрь первой молотилки не ходили, однако рассказали, что она измельчает пришедшее с карьера до размеров обычных булыганов (около 18 см). При этом, вокруг стоит такой шум, что остальные характеристики молотилки мне услышать не удалось. Как оказалось, это было не единственное шумное место на предприятии и далеко не самое громкое.

Молотилка находится близко к карьеру. И от нее до основного предприятия идет четырехкилометровый транспортер. Вид на него со стороны завода:

13.


Обслуживать его приходится постоянно. Расстояние приличное, нагрузка тоже. Для поддержания его в рабочем состоянии, нужно много по нему ходить. Мужики, понятное дело, от такой работы открещиваются. Потому ухаживают за этой каменной артерией две женщины.
Я хотел на нем прокатиться :), сказали категорически нельзя. Хотя, думаю, те две тетеньки все же иногда ускоряются, возвращаясь со смены.

Т.к. на транспортере прокатиться не дали, до завода пришлось ехать на автобусе.
Вобщем и целом процесс создания цемента состоит из двух основных компонент: греть и молоть. Т.е. породу на каждом этапе либо разогревают, либо перемалывают/смешивают. Приехав с карьера, свежемолотые булыганы опять пускают в такую мельницу:

14.


К сожалению, мой фотоаппарат делает такие вот прекрасные мазанки внутри помещения. Потому я дополнительно заснял ролик:



Видеоопертор с меня еще хуже, чем фото, потому не ломайте голову, думая, "что же хотел сказать автор?", показав три секунды мельницу, еще три потолок,  и оставшееся время рекламирующий каски.

Мельница интересна тем, что она основана на самопомоле, т.е. булыжники поднимают на определенную высоту, упав с которой, они разбиваются друг о друга и о пол. Удивило, что весь механизм никак не прикрыт, и шум и пыль от всего этого распространяются на весь цех. После этой мельницы стоит еще одна, измельчающая породу в порошок.
Перед входом в цех, нам сказали, что рассказывать и спрашивать там что-то бессмысленно из-за шума, потому возможно в цехе были еще какие-то агрегаты, но рукой нам показали только на две мельницы.

Еще одна интересная особенность цементного производства состоит в том, что здесь активно используется третье измерение.

15.


Производство размещено не только по горизонтали, но и по вертикали. Сделано это, я думаю, для убиения двух зайцев: оптимизация занимаемых площадей и температурные соображения.

16.

"Вон оттуда лучше не падать" -- объясняет нам цементник. Следующим этапом был подъем эту на высоту.

Самая высокая точка предприятия находится в той части техпроцесса, где минералы перестают молоть и начинают подогревать. Вид оттуда, конечно, обалденный:

17.


18.


Помимо видов, не могла не "радовать" жара вокруг. Буквально в нескольких метрах за моей спиной находятся верхние ступени печи, температура внутри которых около 800 градусов. Каждый шаг в их сторону ощущается кожей. Получается, вроде стоим на открытой продуваемой площадке, а жарко как в сауне, несмотря на облачную погоду.

Добрались мы на площадку на лифте, в котором смонтирован антикварнейший телефонный аппарат:

19.


Помимо лифта, еще этажа три пришлось подняться по лестницам. Высота 60 метров (20 этажей). Смотреть вниз страшновато:

20.

Вон внизу тот дядечка, что нам показывал рукой "видовую".

Собсно, это все вертикальная часть нагревания. Есть еще горизонтальная. Еще Римляне заметили, что для получения хорошего цемента, породу нужно как следует прогреть. Градусов так до 1500 С. В итоге происходит полуплавление породы и образование гранул, именуемых клинкером. Основной нагрев и получение заветного клинкера происходит в таких вот трубах-печах:

21.


22.


Печи сделаны трубами, не только потому, что это красиво, а еще и потому, что это практично. Трубы удобно вращать на гигантских подшипниках, и помимо передачи жара, они еще перемешивают будущий цемент. Также внутри порода продвигается вперед, ближе к печке, в самое пекло. Кто-нить  угадает как?
(Подсказка: дядя Миша с лопатой не причем, все же 1500 градусов многовато для него, 40-96 -- еще куда не шло, но 1500!)

Далее мы пошли к основанию одной из труб, там опять было жарко, виной тому гигантская топка. Тут посчастливилось сделать фотографию, которая мне самому понравилась:

23.


Нам давали заглянуть внутрь камеры сгорания. Выглядит горение внутри, как ад во всяких фильмах, т.е. пламя поверх другого пламени и т.д. Печь, надо сказать, прожорлива, кушает 16 тонн угля в час. К ней идут популярные тут трубопроводы, подводящие уголь. Мне до конца не понятно, как по трубам гоняют уголь, цемент и полуфабрикаты цемента. Ох уж эти нанотехнологии...

Насмотревшись на локальный ад, мы пошли в располагающийся неподалеку центр управления (инженеры вечно поближе к теплу гнездятся). Буквально напротив печи метрах в 10-20 происходит полное управление всеми элементами производства:

24.


На панелях управления интересно сочетаются ручки и датчики 70-х годов с новомодными LCD дисплеями.

25.



В помещении заменяли кондиционер, старый заломался от пыли. В любом автозале нельзя без вентиляции, потому на окне красовалось такое вот ноу хау:

26.


После обжига, все полученное снова мелют, на этот раз уже в последний раз в нужных пропорциях смешивая клинкер с секретными компонентами. И уже полученный цемент идет по цементопроводам в силоса, где он может храниться:

27.


Каждая такая емкость рассчитана на 30 тыс. тон цемента.
У силосов есть некие "краны", из которых наполняют подъезжающие грузовики и вагоны.

28.


29.


Также нам продемонстрировали нанотехнологии в лаборатории:

30.


Коврик для мыши очень понравился:

31.


И напоследок показали как производятся асбестобетонные изделия. Выглядит это как большой ткацкий станок,  опрыскиваемый жидким бетоном со всех возможных сторон.

32.


Снял небольшой ролик о том, как миру предстает новая труба:




На ролике видно, что труба из станка выходит очень мягкой и слоеной.

Далее линия продолжается длиннющей сушкой. На выходе из сушки мистическая картина:

33.



В итоге профит:

34.


Подобным образом "ткут" шифер. И на выходе из сушки шиферный рай.

35.


На этом вобщем-то и все.

Вот еще один из нескольких Лениных, замеченных на предприятии:

36.


Ссылка на альбом в пикассе под фото:
Альбом: Спасскцемент



PS: Дядя Миша -- вымышленный персонаж, любое совпадение -- чистое совпадение.

Т.к. это первый пост, буду рад критике и прочим замечаниям/предложениям.


Tags: Приморье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments